+7 (800) 101-15-13
- Единый номер по всем вопросам
+7 (800) 101-15-13
- Единый номер по всем вопросам
Главная

/

Блог

/

Как внедрить маркировку для производителей одежды и автоматизировать процесс работы

В России с 2021 года действует система маркировки «Честный знак», которая с 2024 года затрагивает практически всю одежду и товары из текстиля. Для внедрения производители закупают оборудование, устанавливают программное обеспечение, настраивают синхронизацию работы разных систем, а также проводят обучение персонала. Рассказываем, что нужно для внедрения маркировки на производстве одежды.

В чем особенность маркировки производства одежды?

Государство использует маркировку, чтобы защитить рынок от контрафакта: 

  1. Производители регистрируют одежду в системе «Честный знак» (ЧЗ).
  2. Система выдает коды.
  3. Эти коды распечатывают, и клеют на одежду.
  4. Когда одежда поступает на торговую точку, то наклейку сканируют, чтобы отчитаться о получении товара.
  5. После реализации сканируют, чтобы сообщить о выводе из оборота. 
  6. Получается, что весь путь от производства до продажи находится под контролем. 

В процессе работы с маркировкой совершают 2 основных действия:

  • Введение в оборот. Производитель сообщает государству, что конкретный товар готов к продаже.
  • Вывод из оборота. Это делают, когда торговая точка продала одежду покупателю. 

Маркировка одежды для производителей — это обязательное условие работы, которое закреплено в законе. При этом правило действует для продажи одежды под своей маркой и при передаче другим компаниям, которые продают товар под своим лейблом, то есть продавцы могут попросить швейное производство сделать маркировку одежды на заказ.

Закон также прописывает правила маркировки одежды собственного производства для тех, кто это делает это за границей. Например, предприниматели открывают фабрику в Китае или Узбекистане, а затем везут одежду на российский рынок. В этом случае готовые товары маркируют на месте изготовления или при пересечении границы.

Что нужно для автоматизации маркировки одежды?

Предприниматели не смогут провести маркировку одежды без автоматизации, так как для работы обязательно понадобятся:

  • 1С (Любая конфигурация). Предприниматели изначально вносят все товары в эту систему учета.
  • Квалифицированная электронная подпись. Для работы понадобится установка на компьютеры криптопровайдера.
  • Система ЭДО. Для обмена информацией с «Честный знак» при оформлении отгрузки в свои магазины или торговые точки партнеров. 
  • Терминал сбора данных (ТСД). Это устройство для считывания кодов с одежды и для передачи информации в систему ЧЗ. Дополнительно ТСД используют, когда надо собрать партию товара на складе. В терминал сбора данных загружают накладную с номенклатурой, а кладовщик собирает партию на складе и сканирует коды. ТСД считывает коды и сверяет с теми, которые оформлены в накладной, чтобы не собрать ненужную или лишнюю вещь. На терминал сбора данных устанавливают ПО, чтобы синхронизировать работу с системой «Честный знак», складской программой или 1С. Например, программное обеспечение Клеверенс.
  • Принтер для печати наклеек с кодами. Коды печатают на самоклеящейся бумаге.
  • Онлайн-касса. Если производитель самостоятельно занимается продажами в магазинах, то без кассы работать не получится.

Теоретически можно внедрить маркировку одежды самостоятельно. Для этого в штате должен быть программист, который сможет синхронизировать работу ЭДО, ТСД, ЧЗ, принтера и 1С. Кроме этого, специалист должен уметь настраивать ПО на ТСД.

Пошаговая инструкция по маркировке одежды

Сам процесс маркировки производства одежды в 2024 году состоит из следующих шагов:

    1. Регистрация в «ГС 1 РУС». В этой системе регистрируются все производители и получают уникальный штрихкод для каждого вида одежды. Например, для брюк или кофты. Пользователи проходят регистрацию на официальном сайте или через систему «Честный знак». 
    2. Регистрация в системе «Честный знак». Здесь получают коды для ввода товара в оборот, а также сообщают, что определенный товар выведен из оборота. На сайте нужно найти раздел «Бизнес», а затем «Зарегистрироваться». 
    3. Создание карточки товара или номенклатуры в 1С. Например, мужские брюки зеленого цвета 52 размера.
    4. Получение штрих кода в «ГС 1 РУС» для карточки товара. Это подтверждение, что производитель официально производит одежду. 
    5. Создание в кабинете «Честный знак» карточки товара. Это товар, который получил штрихкод, а в самой карточке заполнены характеристики. 
    6. Подтверждение в ЧЗ, что вещь принадлежит производителю. Теперь государство знает, что этот товар планируют выставить на продажу.
    7. Настройка синхронизации между 1С и ЧЗ по штрихкоду. Производитель показывает, что данная вещь находится на складе и производитель хочет ввести ее в оборот.
    8. Заказ куар-кода для товара. Этот код и есть маркировка.
    9. Печать этикетки с кодом. Код показывает, что данная вещь принадлежит конкретному производителю.
    10. Нанесение наклейки на одежду. Можно вручную, но если много товаров, то есть автоматические системы.
    11. Считывание кода с помощью ТСД, чтобы вести товар в оборот. ТСД сканирует коды, чтобы сразу передать информацию в 1С, а из нее в ЧЗ. Теперь продукцию можно отдать дистрибьюторам или в собственные магазины.

Если на производстве нет сотрудников, которые работали с маркировкой товаров легкой промышленности и одежды, то разобраться с внедрением процесса сложно. Даже если у компании есть собственные программисты, то нужно время, чтобы вникнуть в детали. Например, на этапе настройки появляются трудности, которые характерны только для  маркировки:

  • Сложная настройка синхронизации 1С и ЧЗ. Приходится вручную заполнять некоторые поля в системе «Честный знак», которых нет в 1С. Например, в 1С нет состава, протоколов или сертификации, а в ЧЗ есть. Если не заполнить какое-то поле, то система не регистрирует товар.
  • Специфические ошибки. Например, если нарушить последовательность настройки, то появляются предупреждение, что произошло «несоответствие карточки номенклатуры», а где именно — непонятно.
  • Отдельная настройка для маркетплейсов. Специалисты проводят дополнительную настройку для работы на Wildberries или Ozon, так как в системе ЧЗ этого нет.

Другой вариант — заказать маркировку под ключ у специализированных интеграторов, которые проведут обучение, настроят ПО, порекомендуют оборудование и настроят все процессы.

Как правильно маркировать и вводить товары в оборот?

Производители проводят маркировку одежды, когда партия товара готова к реализации через собственные магазины, маркетплейсы или через торговые точки партнеров. То есть можно сделать партию одежды и не маркировать ее, пока товары лежат на складе. 

Специалисты рекомендуют заранее планировать количество товара и отгрузок. Бывает, что система «Честный знак» не выдерживает перегруза и не работает, так как предприниматели получают на этом ресурсе коды для всех категорий товаров. Поэтому если производитель хочет отгрузить одежду оптом с маркировкой за пару дней, то может столкнуться с проблемами.

Не забывайте отслеживать баланс счета в ЧЗ. Каждый код стоит 60 копеек, а деньги списываются со счета в ЛК системы. «Честный знак» не предупреждает предпринимателя, если на балансе недостаточно средств и это придется самостоятельно контролировать. Если какой-то код испортился, то придется заказывать новый. 

Можно ли обойтись без маркировки?

Маркировка одежды — это обязательное условие работы. Конечно, контролирующие органы не приходят на все производства и до конца 2024 года проверок не будет, но вряд ли получится работать без этого:

  1. Не получится реализовать товар. Практически весь рынок одежды работает прозрачно и просто не удастся отправить на реализацию товары без кодов.
  2. Крупные штрафы. Государство вводит маркировку постепенно и устраивает проверки для некоторых категорий товаров. Например, молочные производители уже сталкиваются с крупными штрафами — 50 000 рублей за отсутствие кодов у десяти упаковок йогурта. Причем, коды не проставились из-за технической ошибки.

В итоге, работать без маркировки не получится из-за требований закона и потому что не получится продавать товар.

Как отгружать одежду оптом с маркировкой?

Производители одежды могут отправлять одежду оптовым покупателям.  Процесс состоит из следующих этапов:

  1. Менеджеры формируют накладную или Универсально-передаточный документ (УПД) с нужными кодами товаров.
  2. Кладовщик получает накладную или УПД на ТСД и собирает партию.
  3. С помощью ТСД он сканирует каждую вещь в партии, чтобы не положить ненужное или лишнее.
  4. Затем партия уезжает к покупателю, где менеджеры принимают одежду.
  5. Они также сканируют коды с помощью ТСД, чтобы подтвердить получение промаркированного товара.
  6. Когда покупатель покупает товар в магазине, то кассир сканирует код.
  7. Затем кассир выдает чек через онлайн-кассу, которая передает информацию в «Честный знак», что товар выведен из оборота.

Получается, что контрагентам также нужен стандартный пакет оборудования и ПО для работы на рынке одежды:

  • Система ЭДО.
  • 1С.
  • Онлайн-касса.
  • ТСД.

Коротко про внедрение  маркировки производства одежды

Маркировка нужна каждому производителю одежды. Для внедрения понадобятся:

  • Оборудование и программное обеспечение для автоматизации процесса.
  • Регистрация в ГС 1 РУС и системе «Честный знак».
  • Настройка синхронизации между 1С и системами маркировки.
  • Программисты или интеграторы со специализированным опытом.
  • Обучение персонала работе с маркировкой текстиля и другими товарами легкой промышленности.

Читайте также